Как же обидно, когда люди не приходят на хорошее кино! Между тем «Глубже» (только не надо судить о содержании по трейлеру и рекламным постерам!) нетривиальный и… глубокий фильм. Просто крупинка золота в песке кинопотока. Пару раз пробило почти до слез. Когда девочка — главная героиня (Любовь Аксенова) — на разрыв поет в караоке «Всегда быть рядом не могут люди…» (знаменитая песня Татьяны Анциферовой из фильма «31 июня») и в конце, на диалоге героев чеховской пьесы. Редкое чувство, когда выходишь из зала не с усталостью от вбитого в мозг мусора, а с удовлетворением и улыбкой: «Ай да Михаил, ай да Сегал… Ай да…сын!». Постановщик здесь, кстати, является и сценаристом.
Да, формально сюжет фильма строится вокруг созданного молодым русским театральным режиссером (великолепный актер Александр Паль – не иначе будущий Смоктуновский) жанра – «глубокого русского порно». Да, в кино есть моменты, когда даже взрослых в зале начинает коробить от методов его работы … Кажется, что после откровенных ситуаций на сцене Главного театра страны, где ему ввиду его успехов в порноиндустрии доверяют поставить самого Антона Павловича (!), режиссер-вегетарианец уже не выкрутится и не отмоется! Но! Если вы будете внимательно смотреть — то поймете, что на экране реально нет ни натуры, ни сцен, которыми сейчас нашпигован любой сериал в праймтайм. А все непристойности – не более, чем сдуваемая пыль.
По сути — это фильм-детектор (лат. detector — открыватель, обнаружитель) «меры испорченности» каждого из нас. Кто-то увидит в нем только грубую фривольную обертку, а кто-то – серьезное содержание. Михаил Сегал, виртуозно используя «скользкую» канву, в финале пробивает нашу с вами опошленность и поверхностность весьма высокой нотой искренности и чистоты. И это не преувеличение! Добавьте к фабуле еще отличный юмор и мягкую интеллигентность (ах, как приятно было увидеть портреты Чехова, Толстого, Бродского на задних планах, как здорово вписаны в историю Эрмитаж (наша гордость!) и квартира Пушкина, как прекрасно показана бабушка русского «Цукерберга» — коренная петербурженка) — и вы поймете, что это отличный «освежающий» культурный продукт! Не случайно все действие фильма происходит вокруг театра — читай, жизни — куда уж серьезнее! Наряду с романтическими героями присутствуют здесь и реально одиозные фигуры, такие как главный режиссер Главного театра страны (Владимир Стеклов), министр культуры (Игорь Верник) и самый, что ни на есть Главный (Игорь Угольников). Но надо отдать должное мастерству актеров, их персонажи не вызывают однозначно неприятной реакции. Обаятельнейший Игорь Станиславович так тонко и с достоинством (где взглядом, где улыбкой, где жестом) играет «господина Президента», что хочется после многозначительной паузы, перефразируя героев картины, произнести: «Приятно посмотреть на умного человека!».
Этот фильм, конечно, блистательная сатира! Играя крайностями (рекламная пропаганда против истинного патриотизма (здесь поверить в «правду» 140 миллионов граждан России заставил даже Сергей Бурунов из «Полицейского с Рублевки»), современный театр-абсурд против подлинно драматического театра, порнография – против прекрасной любви) и показывая фигуры-«перевертыши» (порно-босс — скромный талантливый мальчик-миллиардер, создавший новый глобальный мессенджер, успешная театральная актриса – циник легкого поведения, а девушка из порнороликов — пронзительная чеховская героиня), режиссер красиво подводит нас с вами к простой мысли: жить надо — глубже! Сходите в кино!
Е. Пылаева