Оценка услуг
8 (496) 524-99-83
8 (496) 522-25-60

Новости

21 Июля 2021

Выставка «Мироздание и человек», посвященная творчеству художника-космиста В.Т.Черноволенко, открылась в Доме ученых НЦЧ РАН

 

Люблю Красоту, люблю, когда люди радуются, когда живут мирно, и очень хочу, чтобы было единение в Красоте.

В. Т. Черноволенко

 

Дом ученых НЦЧ РАН с 21 июля по 23 августа 2021 г. представляет  в окнах и фойе выставку репродукций и оригинальных картин известного  советского художника-космиста, члена группы художников «Амаравелла» Виктора Тихоновича Черноволенко (13.03.1900 -16.10.1972).

Виктор Тихонович  родился в семье работника страховой компании  Тихона Константиновича и домохозяйки  Натальи Владимировны Черноволенко.  В 1918 году окончил 1-е Московское реальное училище, а до этого  — с 16 лет —  работал статистом в оперном театре С. И. Зимина, где часто видел выступления Фёдора Шаляпина и Леонида Собинова. В 1919 г. был призван в  Красную Армию. На службе в Томске после налёта грабителей получил повреждение лёгкого, что привело, в конечном итоге, к туберкулёзу. Затем был помещён в Томский военный госпиталь, а после освобождён от военной службы.

Возвратившись в Москву Виктор Черноволенко устроился работать на завод. В  1926 году во время посещения Третьяковской галереи музея он познакомился с молодым художником Борисом Смирновым-Русецким — членом небольшого творческого объединения «Квадрига», куда входили ещё три художника — П. П. Фатеев (руководитель), В. Н. Пшесецкая, А. П. Сардан. Все они радушно приняли в свой круг Виктора Черноволенко, который уже давно лелеял мечту стать художником. Новые друзья были готовы ему помочь, поделиться своим опытом и дать совет. Вскоре к их группе присоединился ещё один молодой, но опытный художник С. И. Шиголев. Творческой философией группы стали идеи представителей русского космизма — Н. Ф. Фёдорова, В. И. Вернадского и А. Л. Чижевского.

В начале XX столетия во всём мире происходил поиск и воплощение новых тенденций в искусстве. В России это проявлялось в образовании небольших объединений художников, скульпторов, архитекторов, музыкантов с целью выразить своё стремление синтезировать различные стороны искусства.

В 1926 г. художники встречаются с Н. К. Рерихом в Москве, который познакомившись с их работами, предлагает принять участие в предстоящей в 1927 г. Всемирной выставке современного искусства в Нью-Йорке. Художники приняли приглашение и по условиям участия им пришлось представить концепцию искусства, эмблему и название группы. Так появляется на свет название группы, из шести художников, «Амаравелла» (в переводе с санскрита — «Ростки бессмертия» или «Свет несущая»).

 Один из пунктов Манифеста этой группы звучал так: «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса — в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира«.

«Амаравелла» просуществовала лишь несколько лет. 1930-е – предвоенные годы с их подозрительностью, коварством и беспощадностью разметали художников – Колыма, поселение, застенок… Выжили не все. Виктора Тихоновича миновал революционный молох.

В 1932 году Виктор Черноволенко переехал  на Дальний Восток, где работал  «Сихотэ-Алинском полиметаллическом комбинате Главцветметзолото» (сокращённо «Сихали»). Здесь он знакомится со своей будущей женой Марией Филипповной Дроздовой.

Во время Великой Отечественной войны В. Т. Черноволенко работал на военном заводе.

В 1958 году Виктора Тихоновича знакомят с востоковедом и путешественником Юрием Николаевичем Рерихом, который привёз в Москву завещанные России картины Николая Константиновича Рериха.

«Встреча с Юрием Николаевичем стала для меня исключительной вехой в жизни. Он видел мои работы и слушал мои музыкальные импровизации. Ему всё нравилось. …Своим отношением к моему творчеству он поддержал меня и вселил уверенность: то, что я делаю, нужно людям. Я начал работать с большой радостью, с большим подъёмом в душе», — писал Виктор Тихонович.

В 1960 году художник уходит на пенсию и теперь он полностью может отдать себя творчеству. Выставки картин Черноволенко проходили в залах многих институтов, в Государственном мемориальном музее А. Н. Скрябина, в некоторых редакциях газет и журналов. В период с 1960 года до своей смерти в 1972 году им было создано более 250 акварелей и 20 живописных картин.

Виктор Тихонович не имел специального образования ни в живописи, ни в музыке, но, постигая тайны искусства, пытался передать увиденное внутренним взором в зримых и звучащих образах. Свои фортепианные импровизации он никогда не мог повторить. Объяснял, что передает лишь мгновения вечно меняющегося мира, показывая, сколь он прекрасен. Последние, самые плодотворные, годы своей жизни Виктор Тихонович работал в Черноголовке, здесь он и умер. 30 сентября 1972 года у него произошло кровоизлияние в мозг. 

«…Когда я работаю над картиной, мне совершенно необходимо, чтобы я был в одиночестве, чтобы никто не мешал мне своим присутствием. Начав работать, я не могу ни на минуту оторваться или отвлечься. Если меня прерывают, происходит как бы обрыв потока линий, форм, цветовой гаммы. Происходит разрушение того, что уже было создано… Уходят линии куда-то, распадаются формы, и мне нужны уже другие: те неповторимы и ушли безвозвратно.   Меняется композиция… нужно все творить сначала. Работаю я только при дневном свете, никогда не смешиваю краски. Во мне постоянно живет неиссякаемое желание работать. Причем, никогда не делаю никаких карандашных зарисовок, заранее у меня нет никаких замыслов или плана будущей работы. Все начинается как бы само собой, все начинается с интуиции. Перед началом работы всегда ощущаю радостное чувство ожидания предстоящей встречи с неизвестным прекрасным; возникнут линии, формы, цвет. Картина рождается как импровизация. И когда я каким-то своим нутром приму все линии, формы, цвета, ритмы, — все, что вышло из-под кисти, только тогда считаю, что работа закончена…

     Моя мечта — познакомить всех с тем, что я делаю. Мечтаю, чтобы нас окружала КРАСОТА. КРАСОТА приносит радостное, возвышенное настроение и устремляет нас к добру и милосердию. И, когда я вижу, что мое творчество приносит радость, безмерно счастлив. Это воодушевляет и придает силы работать. Люблю Красоту, люблю, когда люди радуются, когда живут мирно, и очень хочу, чтобы было единение в Красоте. Мне кажется, что во всяком благородном творчестве можно найти единение… Мне хочется, чтобы не было никаких войн, чтобы люди жили в красивых городах, гуляли в прекрасных садах. Красота влияет на людей, на их развитие, мораль, на взаимоотношения друг с другом»…

Он никогда сам не раскрывал содержания своих работ, и на традиционный вопрос: «Что вы хотели сказать этим, или что изображено на картине?» — художник отвечал вопросом: «А что вы сами увидели здесь?». Он не навязывал зрителю своего видения мира, отраженного в работах, прежде всего потому, что они несут в себе много такого, что пока трудно «расшифровать» и объяснить.

Мария Филипповна  Дроздова-Черноволенко (1913-2009) – путеводная звезда своего мужа – прожила долгую, красивую, осмысленную жизнь. Выпускница Института Иностранных языков, она много лет проработала в системе Академии Наук, много лет руководила кафедрой иностранных языков в научном Центре в Черноголовке. Именно здесь состоялась первая разрешенная персональная выставка художника В. Черноволенко. Потом было еще две при его жизни – в Москве и в Ногинском Научном Центре АН СССР. Ученые первыми оценили уникальное творчество художника. Астрономы, геологи, физики, каждый со своих позиций, объясняют, что Черноволенко видел фракталы – фундамент структуры пространства. В 1971 году он написал картину «Песнь звезд». Ее образы совпали с теми, что спустя десятилетия телескоп Хаббла передал на Землю из Созвездия Орла. Из пятидесяти выставок, состоявшихся после его смерти (в 1972 году) стараниями его вдовы, шестнадцать прошли в академгородках. В 2001 году стараниями черноголовцев (Н. Н. Волковой, В.А.Бронниковой, М.С.Дроздова и других) на доме № 6 по Институтскому бульвару была установлена мемориальная доска В.Т.Черноволенко.

Ныне картины В.Т. Черноволенко находятся в нескольких российских музеях, Международном центре Рериха и в частных коллекциях.