Компания «Иноекино» выпускает в российский прокат культовый боевик Джона Карпентера «Побег из Нью-Йорка», отмечающий этим летом 40-летний юбилей. Демонстрироваться будет 4К-реставрация, созданная в 2018 году и одобренная режиссером и оператором. Все сеансы пройдут на английском языке с русскими субтитрами.
«Побег из Нью-Йорка» — один из знаковых голливудских проектов начала 1980-х от мастера жанрового кино Джона Карпентера. Фильм, созданный на стыке экшна, фантастики и антиутопии, отличается искусно выстроенным напряжением, изобретательными спецэффектами и холодным цинизмом. В центре повествования — немногословный и загадочный антигерой в исполнении Курта Рассела, который излучает харизму и маскулинность. Вместе с ним мы погружаемся в мрачный мир мегаполиса будущего, где царят жестокие банды, насилие и законы каменных джунглей. Атмосферу саспенса идеально подчеркивает минималистичный электронный саундтрек, написанный самим Карпентером. «Побег из Нью-Йорка» — продукт влияния войны во Вьетнаме и Уотергейтского скандала, и режиссер в своем фирменном стиле критикует деградацию общества, политику и американскую мечту. Фильм не столько предсказывает будущее, хотя некоторые образы Карпентера оказались пророческими, сколько предостерегает — и за счет этого остается важным и интересным до сих пор.
Синопсис:
Недалекое будущее, 1997 год. В мире бушует война. Из-за стремительного роста преступности Манхэттен уже десять лет как обнесен стеной и превращен в одну большую тюрьму, где царят хаос и беззаконие и откуда невозможно выбраться живым. И именно над островом терпит крушение самолет, захваченный группой революционеров-террористов, с президентом США на борту. Вызволить его должен Змей Плискин, бывший солдат, ставший преступником. У него есть меньше суток: если Змей преуспеет, то получит помилование, если нет — микрокапсулы в его шее взорвутся и убьют его…
О проекте:
Джон Карпентер написал сценарий «Побега из Нью-Йорка» еще в середине 1970-х годов на фоне последствий Уотергейтского скандала, недоверия к правительству в обществе и роста числа преступлений в крупных американских городах. Однако в течение нескольких лет студии не хотели браться за этот проект: он казался слишком жестоким, страшным и странным. После двух успешных хорроров — «Хэллоуин» (1978) и «Туман» (1980) — Карпентер вернулся к идее «Побега». Фильм был снят на деньги нескольких независимых компаний: бюджет составил относительно скромные для размаха идеи $ 6 миллионов. Инвесторы настаивали на кандидатурах Чарльза Бронсона или Томми Ли Джонса в качестве исполнителей роли Змея, но Карпентер предпочел Курта Рассела, который жаждал избавиться от славы героя легковесных диснеевских комедий. Для создания образа Змея Рассел вдохновлялся Брюсом Ли, Дартом Вейдером и голосовыми интонациями Клинта Иствуда. При подготовке к съемкам основной проблемой для создателей стал поиск локаций. Полуразрушенный и находящийся в упадке Манхэттен обнаружился в Сент-Луисе, который сильно пострадал от пожара несколько лет назад и своей архитектурой напоминал Нью-Йорк. В самом же Нью-Йорке была снята сцена у статуи Свободы, причем власти впервые разрешили кинематографистам работать на острове Либерти ночью. Большую роль в успехе фильма сыграла команда художников во главе с Джо Элвсом, работавшим над «Челюстями» и «Близкими контактами первой степени», а над некоторыми спецэффектами трудился Джеймс Кэмерон, который также был одним из операторов. В прокате и у критиков «Побег из Нью-Йорка» ждал успех: фильм хвалили за идею, атмосферу и увлекательный экшн. И он до сих пор остается в числе ярчайших и влиятельнейших боевиков 1980-х, а Змей Курта Рассела — одним из самых крутых киногероев.
О реставрации:
4К-реставрация фильма была осуществлена в 2018 году усилиями компании StudioCanal и лаборатории L’Immagine Ritrovato в Болонье. Для реставрации был использован оригинальный 35-мм негатив, который был отсканирован в разрешении 4К в соответствии со стандартом ACES (система кодирования цветов, созданная под эгидой Американской киноакадемии). Реставрация была одобрена оператором Дином Канди и режиссером Джоном Карпентером. «Мы с Джоном оценили цветокоррекцию и были очень довольны тем, как ярко и близко к оригиналу выглядит копия», — сказал о реставрации Канди.