1 сентября, в честь празднования Дня города, Заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, пианист и педагог Александр Гиндин дал мастер-класс в Школе искусств, а вечером в Большой гостиной Дома ученых выступил с концертом совместно с солистами известного московского ансамбля «Эрмитаж»: Ильёй Норштейном (скрипка) и Анной Устюжаниной (виолончель).
Вечером в Большой гостиной Дома ученых еще до начала концерта царила атмосфера праздника со свойственным ему волнением ожидания. Было много высоких гостей, в том числе доверенное лицо кандидата на пост губернатора Московской области Андрея Воробьева — ректор Московского государственного университета леса Виктор Георгиевич Санаев, Глава города Владимир Федорович Разумов, вице-президент РАН академик Сергей Михайлович Алдошин и многие другие. Александр Гиндин является членом Штаба общественной поддержки Андрея Воробьева. Организованный в преддверии выборов этот концерт стал замечательным подарком для города, но для ценителей музыки — по произведенному впечатлению — значительно превзошел этот замысел.
…На рояле можно играть блестяще, виртуозно, ярко, талантливо, поражая публику безукоризненной техникой, оригинальностью трактовок, выплеском эмоций. Исполнитель работает всю жизнь, чтобы показать свое мастерство, мастерство владения инструментом. Но есть музыканты — их всегда чувствуешь — для которых игра является самой формой существования, жизнью более естественной, чем без инструмента. Александр Гиндин играет на рояле как дышит. Легко, привольно и с удовольствием. Это профессионализм в высшей степени. Видеть и слышать такое — уже само по себе счастье.
Программу открыла трагичная и нежная Вторая Сонатина Шуберта ля минор для скрипки и фортепиано, исполненная вместе с замечательным, очень тонким музыкантом Ильей Норштейном — солистом и генеральным директором Ансамбля «Эрмитаж» (создан в 2000 г. Алексеем Уткиным — «Золотым гобоем России»). Затем прозвучало Трио «Памяти великого артиста», написанное П.И. Чайковским на смерть своего друга, пианиста и дирижера, основателя Московской консерватории Николая Григорьевича Рубинштейна. Тепло и выразительно пел голос виолончели Анны Устюжаниной, и этот ансамбль, где каждый солист проявлял себя как личность, индивидуальность, — был прекрасен.
Настала очередь фортепиано. Как жаль, что специфика концерта не предполагала масштабных форм, и пианизм Александра Гиндина открылся слушателям лишь в некоторой степени, словно ускользающая красота — в певучем шубертовском Соль-бемоль мажорном Экспромте и виртуозной, трогающей само сердце «Баркароле»… Хотя какого уровня этот пианист, какого размаха и мышления вполне можно было понять по Рахманинову. Хрестоматийная соль минорная Прелюдия, как и прозвучавшая «Элегия», поразили какой-то невиданной концентрацией мощи, феноменально переданной сквозной драматургией… Все мотивы и мелодии будто зазвучали по-новому, заставив не просто услышать, а заново осознать, что это за музыка!
Шуберт, Рахманинов — и как подарок, на последний бис — Брамс… Иногда о музыканте многое может рассказать даже сам выбор произведений. В одном из своих интервью А.Гиндин сказал: «В профессии исполнителя отсутствие души — показатель профнепригодности. Душа может быть чёрной, но она должна быть!» Исполнив эти сочинения, маэстро позволил на миг прикоснуться к своей душе… И это «прикосновение музыки» черноголовская публика вряд ли когда-нибудь забудет!
Методист Дома ученых НЦЧ РАН
Пылаева Елена
для «Черноголовской газеты»