В тайге разгорается невиданная эпидемия бешенства. Зараженные волки становятся всё свирепее, и даже малейший их укус несёт верную смерть. В это же время отчаявшийся отец решает насильно изолировать своего сына в одном из охотничьих домиков, чтобы спасти его от зависимости. Вскоре ему и нескольким местным жителям предстоит сразиться не только с бешеной стаей, но и с самым опасным хищником леса.
К идее снять фильм БЕШЕНСТВО продюсера Павла Бурю подвели публикации в СМИ о том, что в Амурской области зарегистрированы несколько случаев нападения бешеных волков на людей.
– На эту информацию я наткнулся лет пять назад, – вспоминает Павел Буря. – Вспышки бешенства в Амурской области периодически случаются, но о том, что эта болезнь поразила волков, я услышал впервые. Причём, как писали, несмотря на заболевание, волки (а это очень умные и опасные хищники) сохранили разум и инстинкты. Они нападали на жителей местных сёл по ночам, а это нехарактерное поведение для бешеного животного. Инстинкты хищника плюс бешенство – это гремучая смесь. Добавим сюда тот факт, что популяция волков на Дальнем Востоке в последнее время выросла, сейчас это уже создаёт серьёзную проблему. После распада Советского Союза программы по контролю численности волков работают не так эффективно, как это было раньше. Своими мыслями я поделился с Алексеем Казаковым, вместе с которым в тот момент работали над фильмом РОДНЫЕ.
– В то время в интернете появилось много новостей о гибели людей в результате нападения бешеных волков, – рассказывает Алексей Казаков. – Сейчас же многие статьи подчистили: поисковик саму публикацию находит, но переходя по ссылке ты попадаешь на другие статьи. Так вот, в одной из таких новостей рассказывалось о том, как бешеный волк ночью напал на человека: перепрыгнул забор и снял с жертвы скальп. Волк действовал, как осмысленный охотник, хотя позже выяснилось, что он был заражён бешенством.
Не менее важная тема, которая поднимается в фильме, тоже знакома Павлу Буре не понаслышке. Речь идёт о наркозависимости. По словам Павла, эта проблема особенно серьёзна для Дальнего Востока, где он вырос:
– Я родился в небольшом дальневосточном городе Свободном, многие мои детские товарищи умерли из-за наркотиков, счёт идет на десятки. Школьники старших классов тогда знали, где, например, можно свободно купить героин. Тогда мы не до конца понимали степень опасности наркотиков. Мы были молоды, элементарно не хватало знаний. И мои товарищи, пробуя наркотики, не до конца знали, что их ждёт. Это была игра, в которую подростки играли и в какой-то момент незаметно для себя заигрывались. Сегодня мы хорошо знаем, что ждёт страдающих наркозависимостью, как это страшно и смертельно опасно. И это та проблема, которую мне хотелось поднять, ведь у меня самого растут сыновья.
– Павел рассказал мне о сюжете короткометражной картины, которую он хотел бы снять, – вспоминает Алексей Казаков. – Это фильм о том, как отец привозит своего маленького сына на кладбище, где похоронены его друзья, которые не справились с наркотической зависимостью. Он же выжил потому, что не стал употреблять наркотики. Я подумал, что это может стать началом полнометражного фильма. Так я придумал сюжет фильма, где сначала соединил обе эти истории, а позже мы с Павлом, исследуя реальные случаи нападений, корректировали сценарий вокруг них. Мы сразу почувствовали зрительский потенциал в этой истории и решили продюсировать кино вместе.
Работая над сценарием Алексей Казаков, подробно изучал проблемы наркозависимости:
– Безусловно, это одна из центральных тем фильма, поэтому важно было пообщаться с разными людьми – и теми, кто бросил, и теми, кто ещё в зависимости. Задача была за отведённое в рамках триллера время рассказать о проблеме по-человечески и реалистично, так, чтобы зритель мог подключиться к этой линии, чтобы у зрителя была рефлексия или возникало желание дискуссии. Часто в триллерах сюжет и проблематика нужны лишь для того, чтобы связать между собой аттракционы. Мы хотели выйти за рамки жанра и сделать кино глубоким и драматичным. На мой взгляд, тенденция по использованию жанровой среды для сложного ценностного разговора началась 7-10 лет назад в Голливуде, мы попробовали сделать тоже самое у нас в рамках жанра survival.
О проекте БЕШЕНСТВО Дмитрий Дьяченко узнал ещё до того, как получил приглашение стать его режиссёром.
– Периодически я отправляю свои сценарии уважаемым мною людям из мира кино, чтобы узнать их мнение, – признаётся Алексей Казаков. – Так было и в этот раз: Дмитрий оказался среди тех, кому я отправил текст. Дьяченко текст прочел и сказал: тому режиссёру, кто будет снимать это кино, очень повезёт. Я поблагодарил его за эти слова, а через месяц-полтора, когда писал следующий драфт сценария, подумал: а почему бы не предложить снимать Дьяченко? И сделал это. Дима ответил, что будет абсолютно счастлив снять этот фильм, потому что сможет попробовать себя в другом жанре, эта картина станет для него серьёзным высказыванием, для него это вызов самому себе. Я подумал: если он видит в материале вызов самому себе, значит, кино должно получиться.
– Меня заинтересовал сценарий, – вспоминает Дмитрий Дьяченко. – Я читаю много сценариев, и этот был, на мой взгляд, очень эмоциональным и честным. Лёша дал мне его прочесть, сказав, что просто хочет посоветоваться. Несмотря на то, что я никогда не снимал фильмов в подобном жанре, я «загорелся» и предложил Лёше дать мне возможность сценарий экранизировать. Мне понравились и сюжет, и характеры, и то, как сценарий написан. Мне вообще нравится, как пишет Алексей Казаков, он один из моих любимых сценаристов. Мне импонируют его язык, те серьёзные темы, которые Лёша берет, структура сценария, герои. Существует мало хороших авторов-профессионалов, Алексей – как раз один из них.
Место за камерой было решено доверить Юрию Никогосову.
– Потому Юра — великолепный оператор, чуткий, понимающий, – поясняет выбор Дмитрий Дьяченко. – Юрий снял ХОЛОПА, мой любимые «Измены» и сериал «Псих», на его счету гигантское количество работ. Он мастер тонкого изображения, которое способно одновременно передать и юмор, и напряжение, и таинственность. Юрий – величайший талант в нашем операторском искусстве.