Оценка услуг
8 (496) 524-99-83
8 (496) 522-25-60

Киноафиша

04 Января 2022

Чемпион мира (РФ, 2021, 6+)

Россия, 2021

Жанр: драма

Производство: Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, телеканал «Россия 1», кинокомпания «Централ Партнершип», при поддержке Фонда кино

Режиссер: Алексей Сидоров

Сценарий: Алексей Сидоров

Оператор: Михаил Милашин

Художник-постановщик: Сергей Агин

Художник по костюмам: Ульяна Полянская

В ролях: Константин Хабенский, Иван Янковский, Владимир Вдовиченков, Виктор Добронравов, Виктор Сухоруков, Диана Пожарская, Антон Богданов, Михаил Тройник и др.

Синопсис

Некоторые победы в спорте – больше, чем спорт. Они становятся частью истории.

Этот фильм — о самом драматичном и легендарном поединке в истории шахмат: матче за звание чемпиона мира между действующим чемпионом мира Анатолием Карповым и претендентом на этот титул – гроссмейстером Виктором Корчным, эмигрировавшем из СССР за несколько лет до этого матча.

Схватка выдающихся шахматистов – прежде всего поединок характеров. Против юного гения, едва взлетевшего на шахматный Олимп, вундеркинда и идеалиста – закаленный боец, одержимый и непредсказуемый, готовый сражаться любым оружием: шахматы для него – война. Виртуозная игра, максимальная психологическая напряженность и личное, человеческое противостояние двух сильнейших.

 

ФАКТЫ О ФИЛЬМЕ

  • В основе сюжета фильма – легендарный матч за мировую шахматную корону 1978 г. между действующим чемпионом мира из СССР Анатолием Карповым и эмигрировавшим в Швейцарию советским гроссмейстером Виктором Корчным, выигравшим соревнования претендентов. Матч до 6 побед (без учета ничьих) проходил с 18 июля по 18 октября в филиппинском Багио. Решающей стала 32-я партия: Анатолий Карпов одержал победу со счетом 6:5.
  • Идею картины режиссер и автор сценария Алексей Сидоров вынашивал около 30 лет.
  • Работая над сценарием, Алексей Сидоров изучал шахматную литературу, в частности, автобиографические книги Карпова и Корчного, а также знакомился с документальной хроникой.
  • Анатолий Карпов посвятил матчу 1978 г. книгу «В далеком Багио» (1981 г.), а Виктор Корчной поделился своими воспоминаниями о противостоянии в книге «Антишахматы: Записки злодея. Возвращение невозвращенца» (1992 г.).
  • Анатолий Карпов встречался с создателями фильма и читал сценарий. Отдельно Анатолий Евгеньевич беседовал с Иваном Янковским, которому предстояло воплотить образ Карпова на экране.  
  • Съемки проекта стартовали в июле 2020 года, прерывались из-за пандемии и завершились весной 2021 года.
  • Съемочная группа работала в Москве, Сочи, Сербии и Черногории.
  • На момент матча Анатолию Карпову было 27 лет, Виктору Корчному – 47. Ивану Янковскому, сыгравшему Карпова, в процессе съемок исполнилось 30, а Константину Хабенскому, сыгравшему Корчного, – 49 лет.
  • Неоценимую помощь команде фильма оказали сотрудники Музея шахмат и библиотеки Центрального дома шахматиста имени Ботвинника: они помогли с архивом и реквизитом – с книгами, журналами и афишами той эпохи, шахматными комплектами и часами.
  • В качестве главного консультанта на проекте работал куратор Музея шахмат, кандидат в мастера спорта и кандидат исторических наук Дмитрий Олейников.
  • Дмитрий Олейников следил за всеми важными шахматными деталями: правильное положение шахматной доски, историческое соответствие последовательности ходов и показаний часов, расположение демонстрационных досок, работа демонстраторов и многое другое.
  • Помимо Дмитрия Олейникова консультантами и тренерами на площадке были гроссмейстеры Даниил Дубов (чемпион мира по быстрым шахматам 2018 г.) и Влад Ткачев (чемпион Европы по классическим шахматам и по блицу 2007 г.).
  • Даниил Дубов попал на картину благодаря Ивану Янковскому: шахматист помог актеру профессиональными советами при создании образа Карпова. Иван увидел Даниила на обложке шахматного издания, после чего написал ему в директ с просьбой о встрече.  
  • Все актеры фильма, исполняющие роли шахматистов, прошли серьезную шахматную подготовку: читали специализированную литературу, беседовали и разбирали партии с тренерами-консультантами. Иван Янковский также занимался в шахматном клубе и много практиковался, играя в шахматы онлайн.
  • Художники картины подробно восстанавливали интерьеры, в которых проходили турниры. По сохранившейся хронике и фотографиям в павильоне был выстроен зал в Багио (шахматный стол, кресла игроков и даже часы были такие же, какие использовались в матче). А финальный матч Карпов-Корчной 1974 г. снимали в Колонном зале Дома Союзов, где он и проходил. В массовке даже участвовал фотограф, который снимал тот матч 47 лет назад!
  • Первую партию матча в Багио из 18 ходов Иван Янковский и Константин Хабенский разобрали, запомнили и сыграли на площадке целиком.
  • Сцена с боем петухов появилась в картине благодаря воспоминаниям Анатолия Карпова.
  • Сцена шторма у советской резиденции в Багио была снята спонтанно: съемки непогоды планировались позже, но, когда за несколько дней до этого стихия разбушевалась по-настоящему, Алексей Сидоров принял решение немедленно снимать в реальных условиях. Результатом стали эффектные кадры без компьютерной графики.

ПЛАН ИГРЫ: от идеи к сценарию

Алексей Сидоров, режиссер и автор сценария

Я стал задумываться об этом матче, об этой истории, когда мне было 10 лет. Я застал этот поединок. Это была уникальная атмосфера, когда шахматные сводки с Филиппин разносились по всему Советскому Союзу. Конечно, по политическим причинам о матче говорили вполголоса, но я знал, что происходит что-то важное, и еще, помню, фамилия «Корчной» казалась мне злой по звучанию. Я сам немного играл в шахматы с папой, и этот матч, конечно, стимулировал интерес. Спустя 20 лет я вернулся к этой идее, это было сразу после «Бригады», в начале 2000-х. Мне тогда казалось правильным выйти на какой-то новый режиссерский уровень. Я походил с этой задумкой и отложил материал – не мог понять, как сделать шахматы интересными массовому зрителю. Не мог найти ключа, пытался даже зайти со стороны фэнтези. Спустя 10 лет я снова вернулся к этой истории, даже начал делать какие-то наброски сценария, но все равно остановился, потому что опасался, что побег Корчного перевесит в сюжете, а я не хотел делать Виктора Львовича главным героем. Главным должно было быть противостояние героев и мировоззрений. И я искал баланс, не хотел делать пропаганду. После «Т-34» Леонид Эмильевич Верещагин спросил, есть ли у меня идеи будущих фильмов. Я рассказал про эту идею, которая не давала мне покоя многие годы. И буквально на следующий день все было запущено: организовали встречу с Карповым, я начал писать. То есть после 30-летней паузы все завертелось в один день! Это очень странные ощущения, конечно.

Писать сценарий, не будучи шахматистом, было очень тяжело, не скрою. Я имею представление об игре, но я даже не разрядник. А первое, что спросил у меня Анатолий Евгеньевич Карпов – «Вы играете?». Я ответил, что посредственно, и он немного расстроился, хотя виду не показал. Мы решили, что я буду набирать знания. В итоге я прочитал очень много автобиографического материала: книги Карпова, Корчного, много шахматной литературы. Это было очень тяжело, потому что с нуля въехать в эту вселенную невероятно сложно. Это требует предельной концентрации и волевого усилия. Надеюсь, что все эти усилия чувствуются в фильме и что нам удалось передать ощущение этого колоссального груза собственного интеллекта, который шахматисты несут на себе.

Дмитрий Олейников, консультант фильма

Создатели фильма прекрасно понимали, что сценарий – художественный, что это не попытка поминутно реконструировать матч и биографии его участников. Воздействие на зрителей будет идти через эмоции, поэтому нельзя было не отклониться от реалий шахматной жизни и личной жизни героев. Конечно же, приходилось придумывать, изменять, сокращать или усиливать какие-то фактические вещи, добавляя художественные трактовки и повороты. В этом — вечный спор о возможности художественного осмысления истории.

ГРОССМЕЙСТЕРЫ: Анатолий Карпов и Виктор Корчной

Дмитрий Олейников, консультант фильма

Матч Карпов-Корчной 1978 г. – одно из центральных событий в спортивной истории СССР. Его исход обостряла общая ситуация холодной войны: Виктор Корчной, питомец советской шахматной школы, бежал из страны, и матч из чисто спортивного (хотя и спортивная составляющая была достаточно интересной!) стал событием политическим. Матч привлек к себе большое число не только советских зрителей – а все мы хорошо знаем, что шахматами в СССР увлекались миллионы и миллионы людей, – но и всего мира. Тем более, что в 1972 г. состоялся матч Фишер-Спасский, в котором американский шахматист вдруг одолел «советскую шахматную машину». Встал вопрос о возвращении шахматной короны в СССР, но Фишер не стал играть с Карповым: испугался он или сломался – мнения разные. Так или иначе, следующее противостояние, Карпов–Корчной, снова решало вопрос, останется ли в СССР шахматная корона, признанный тогда показатель интеллектуального уровня страны.

Корчной в свое время не стал чемпионом мира, потому что ему пришлось пропускать вперед своих более талантливых и «удачливых», как сказали бы болельщики Корчного, коллег. Когда он понял, что наступил решающий момент, чтобы стать чемпионом мира (в возрасте чуть за 40 шахматист в то время имел для этого прекрасные шансы), к Олимпу взлетел Анатолий Карпов. Он обыграл Корчного в финальном матче претендентов и забрал корону у Фишера. Его, молодого, амбициозного, очень талантливого, поддерживала советская шахматная Федерация, и это оказывало на Корчного сильное психологическое воздействие. Он был человеком мнительным и внушаемым, ему начало представляться, что против него работает весь советский политический аппарат. И тогда Корчной решил бежать на Запад. За рубежом Корчной заручился поддержкой самых разных сил: ему помогали парапсихологи, сектанты, представители спецслужб. Корчной боролся с противником, создавая невероятное психологическое напряжение вокруг шахматного поединка. Даже весьма именитые игроки не выдерживали, ломались, но Карпов умел контролировать и себя, и ход событий на доске. С Карповым на матч приехала хорошая команда, которая как могла разгрузила его для игры, взяв психологическую войну на себя.

Кроме того, противостояние Карпов–Корчной – это противостояние двух разных взглядов на шахматы, столкновение двух разных стилей игры. Более простой и чистый стиль Карпова против более сложного, создающего хаос на доске, стиля Корчного.

Алексей Сидоров, режиссер и автор сценария

Наша первая встреча с Анатолием Евгеньевичем Карповым по-настоящему вдохновила. Мы приехали к в Думу, долго его ждали с важного совещания. Когда он пришел, мы стали общаться так, будто знакомы миллион лет. Я только чуть позже понял, что он, как только дверь открыл, так сразу, с первого взгляда – вжик! – просчитал нас.

Анатолий Евгеньевич очень нам помог, направлял нас. Мы пытались разговорить его и с Леонидом Эмильевичем Верещагиным, и потом с актерами, но Карпов очень закрытый человек, за его обаянием и дружелюбием скрывается броня. Несмотря на это, мне кажется, мы все-таки смогли почувствовать энергетические векторы, которые помогли построить образ. Закрытость – это же обратная сторона ранимости. Поэтому с Иваном Янковским мы и стали двигаться в ту сторону.

На съемочной площадке Карпов не был, все общение происходило на этапе подготовки. Он прочитал сценарий, что-то посоветовал, что-то предложил. Например, бой петухов появился в картине благодаря его воспоминаниям. 

Иван Янковский, исполнитель роли Анатолия Карпова

О том матче я почти ничего не знал, пришлось изучать. Мы встречались с Анатолием Евгеньевичем, проговорили 1,5 часа. Какие-то вещи я узнал от него, что-то потом прочитал. Вообще, модель его личности – очень сдержанный, сосредоточенный человек, который не расплескивает внутренний мир и багаж знаний. Меня в принципе привлекла фигура шахматиста: он должен быть таким «спецагентом», не показывать свои эмоции при проигрыше и даже при выигрыше. К тому же по сценарию это все соприкасается с политическими и шпионскими играми, с напряжением, которое создавала партия. 

Меня поразила любовь Анатолия Евгеньевича к игре. Причем, как рассказал гроссмейстер Даниил Дубов, Карпов не только в шахматы любит играть, но и в биллиард, и даже в «шарики» на планшете. Страсть к игре, воля к победе – это очень важное качество настоящего чемпиона. И, безусловно, умение правильно расставить приоритеты, разграничить игру и жизнь. Когда ты точно понимаешь, ради чего ты живешь, а что остается игрой, тогда тебе легче принимать решения и выбирать правильное направление.

Не секрет, что Карпов выиграл, но какими усилиями! Он очень сильно похудел, у него сдавали нервы, он путал реальность и сон. Не знаю, согласится ли Анатолий Евгеньевич, но тот матч, то, каким мы пытались воссоздать его в картине, – это суровое испытание.

Константин Хабенский, исполнитель роли Виктора Корчного

Виктор Корчной в моем представлении – человек, одержимый игрой. Такие люди чуть шире государственных границ. Мы можем так сказать про людей, которые уезжали в то время из страны. И не потому, что они становились предателями, а потому, что им мало было пространства для реализации собственного таланта. И здесь подобная история: мало пространства для реализации себя в шахматах. Человек мыслил себя не территориальными категориями, а большой игрой. При этом во главе угла для него сама игра, не результат.

Владимир Вдовиченков, исполнитель роли Градова

До съемок я знал, что был такой матч. Но больше все-таки мне была знакома история противостояния Карпова и Каспарова. Что всегда поражало в шахматистах – это, например, их способность одновременно играть по памяти с огромным количеством соперников, а потом, уходя, допустим, портфель забыть. С присказкой «ой, памяти совсем нет». Это, конечно, феноменальные люди. Совершенно особая плеяда спортсменов.

Антон Богданов, исполнитель роли Василия Брыкина

Про эту историю ничего не знал, но это оказалось очень интересным! Знал только Карпова. Причем буквально через несколько дней после первого разговора с режиссером я встретил Карпова на торжественном приеме в Москве. Я к нему подошел и сказал, что буду играть Василия Брыкина. Мы поговорили про персонажа. Про Корчного я даже не слышал, к своему стыду. Хотя знаю про других наших прославленных гроссмейстеров.

ДЕБЮТ: кастинг и подготовка к съемкам

Алексей Сидоров, режиссер и автор сценария

Я вообще не мог представить, кто из артистов способен воплотить такие объемные и сложные по рисунку образы. Тем более, единственный шахматный фильм, который я видел, – это «Гроссмейстер» с Андреем Мягковым в главной роли. Как режиссеру мне было очевидно, как старательно играет Мягков. Он именно играет. Когда в кадре появился Корчной, то он Андрея Васильевича просто раскатал, потому что Корчной играл самого себя, гроссмейстера, он просто жил в кадре.

Сложность в выборе актеров – это был один из важных факторов, который меня останавливал, чтобы пойти в проект. Константин Юрьевич довольно быстро появился на горизонте, но я опасался, что ему помешают его мягкость и доброта. А ведь в Корчном, хотя он был, безусловно, обаятельным человеком, все же присутствует темная энергетика. Хабенский согласился попробоваться – и его никто не узнал на пробах! Люди, которые его давно знают, говорили: «Как будто он кого-то подселил к себе». С ним невозможно было разговаривать, он выглядел по-другому, вокруг него как будто было электричество. Все сразу стало понятно. Константин – феноменальный актер и человек!

Одна роль, казалось бы, была спасена, но ему же нужно было противопоставлять героя. И я очень благодарен Ване за то, что он бесстрашно бросился на амбразуру, я бы сказал, на дыбу построения такого сложного характера, как Карпов. Такую самоотверженность у артистов я встречал нечасто. Ваня серьезно погружался в образ: встречался с шахматистами, играл в шахматном клубе и на шахматном сайте, втягивался в эту атмосферу. Он старался, чтобы все было правильно даже в мельчайших деталях. В этом смысле он даже превзошел Константина Юрьевича: у Хабенского руки чуть-чуть все-таки остались не гроссмейстерскими – иногда видно, что взятие фигуры шероховато.

Дмитрий Олейников, консультант фильма

Актеры, играющие шахматистов, почти все умеют играть и любят шахматы. Но, тем не менее, они не шахматные профессионалы, и по ходу съемок им пришлось многому учиться. Мы встречались и подолгу беседовали. С Константином Хабенским, к примеру, мы разговаривали о его герое больше часа. С теми актерами, кто знает игру достаточно поверхностно, мы даже занимались шахматами; с теми, кто умеет играть, отрабатывали детали: как берутся фигуры, как делается рокировка, как шахматист сидит за доской, как он нажимает на часы, записывает ход и так далее. В отдельные дни мы проводили репетиции, чтобы понять, как шахматисты общаются между собой, когда обсуждают партии. Иногда по просьбе актеров приходилось выяснять мелкие детали, которые были важны для комфортного актерского существования в кадре. Обычный зритель эти нюансы, возможно, и не заметит.

Иван Янковский, исполнитель роли Анатолия Карпова

Я попал в картину чуть ли не за 2 недели до начала съемок, снимаясь в «Топях» в Минске. Пришлось ездить на площадку «Чемпиона мира» из Белоруссии, параллельно готовясь там. Я много читал про партии великих шахматистов, проигрывал их, учился партиям Карпова. Подготовка была очень важна для этого проекта – как держать фигуру, как нажимать на часы, как записывать ходы. Я старался за максимально короткий срок попытаться вместить в себя большой объем этих специфических знаний. То, как я играл в шахматы, когда пришел на этот проект, и после – это, конечно, большая разница. Была проведена огромная подготовка. Многому меня научил Дмитрий Иванович Олейников. А потом я как-то купил журнал про шахматы, и на обложке был потрясающе интересный парень, это оказался Даниил Дубов, чемпион мира по быстрым шахматам. Его образ и внешность – это то, что я захотел использовать в фильме. И я сам написал ему в директ, попросил встретиться и поговорить про шахматы, он согласился. Так что в работе над образом Анатолия Евгеньевича мне очень помог Даниил Дубов. Он стал нашим с Михаилом Тройником консультантом и тренером на площадке.

Константин Хабенский, исполнитель роли Виктора Корчного

Насколько я успел заметить по общению с консультантами и по книгам, которые читал, шахматы – это другой мир.  Это другой уровень погружения и восприятия этого мира. Я, возможно, сейчас грубо скажу, но шахматисты – лунные люди. Люди, у которых другие ориентиры. Когда они садятся за шахматную доску – это как боксеры, которые выходят на ринг. Им неважно, кто перед ними. Важен сам момент боя и то, как они идут к своей цели.         
Сам я благодаря съемкам приобрел агрессивность и наглость с точки зрения игры. Сказать, что я очень сильно продвинулся в комбинациях и знаниях, не могу. Чтобы погрузиться в шахматы, надо жизнь положить, а не как я – на уровне старшей группы детского сада.

Алексей Сидоров, режиссер и автор сценария

Что касается актеров второго плана – это был энергетический пасьянс для ансамблевого фильма. Очень часто в кадре находилось по 10-15 человек, и нужно было, чтобы они все друг друга как-то дополняли. Персонажи, казалось бы, не главные, но они создают образ фильма. В этом смысле в картине нет главных и второстепенных ролей – все играют шахматную интеллигенцию, эпоху, время. Кастинг-директор Рита Ленских проделала замечательную работу.

Секунданта и друга Карпова Юрия Балашова сыграл Михаил Тройник. Балашов очень интеллектуальный человек, но в то же время хрупкий и ранимый, и Мише это прекрасно удалось передать. У него еще типаж из той эпохи, из 1970-х. У Владимира Вдовиченкова, Виктора Сухорукова, Анатолия Кота и Давида Бродского тоже выдающиеся роли, я считаю. Причем у Кота и Тройника было маленькое пространство для маневра, чтобы создать образ. Они играли, как говорят в футболе, на носовом платке.

Михаил Тройник, исполнитель роли Юрия Балашова

В проект я попал после проб. В этом смысле – ничего необычного. Сам проект – необычный. И роль мне досталась для меня несвойственная. Мне нечасто предлагали играть интеллектуала, а я давно хотел попробовать эту сторону жизни в творчестве. Очень много штампов на тему того, как играть «интеллектуалов»: задумчивый взгляд, нервозность и т.д. И у меня было желание высказаться на эту тему, вот и выпала такая возможность.

Я ездил к Юрию Сергеевичу Балашову, и он рассказал очень много интересных историй про становление гроссмейстером и взаимоотношения с Анатолием Карповым. Сам Юрий Сергеевич поспокойнее, чем мой персонаж, играл я немного не его. Я чувствовал, что Алексею Сидорову нужно было, чтобы мы очень сильно погрузились в эту историю и открыли в ней что-то новое. И, как оказалось, это очень жесткий и сложный мир. Его населяют действительно очень мощные люди, которые выдерживают серьезнейшие нагрузки. И это выглядит совершенно по-другому, нежели ты себе это представляешь.    

Владимир Вдовиченков, исполнитель роли Градова

В первую очередь проект заинтересовал режиссером. Алексея я знаю больше 20 лет и очень ему доверяю. И я мечтал снова вместе поработать. И, когда возникло это предложение, для меня по большому счету даже был неважен сценарий. Я знаю, что у Леши любой сценарий – в хороших руках, он умеет работать с историей и со словом.
Также привлекла тема шахмат. Она довольно редкая, хотя сейчас стала удивительным образом популярной.

Виктор Добронравов, исполнитель роли Сергея Максимова

В этой работе привлекало все. Такое бывает, когда сходятся все аспекты: режиссер, оператор, сценарий, партнеры. Как, собственно, было и в фильме «Т-34». Плюс у нас с Алексеем Сидоровым хороший творческий и человеческий контакт. Даже на какую-то совсем эпизодическую роль я все равно пошел бы, потому что мы друзья и близкие по духу люди.

Антон Богданов, исполнитель роли Василия Брыкина

Всегда есть момент «начальства». Это когда артист идет за режиссером, когда тот говорит: «старик, снимаю новый фильм, не хочешь попробоваться?» В этом отношении очень хочется стать актером режиссера Алексея Сидорова. Конечно, я проходил пробы, меня утвердили после них. Мы с Виктором Добронравовым ни секунды не сомневались, что нужно идти в этот проект, ведь процент доверия к Алексею у нас просто высочайший. И я очень надеюсь, что это не последний наш проект. Я с радостью приму участие и в следующем, и в том, что будет после него!

Диана Пожарская, исполнительница роли Вероники

Этот проект нашел меня в Ирландии. Там на фестивале мы встретились с кастинг-директором фильма Ритой Ленских. Она рассказала, что у нее есть хороший сценарий про шахматы. Я тогда подумала, что это может быть скучным. А в итоге прочитала сценарий взахлеб, на одном дыхании, буквально за ночь.

МИТТЕЛЬШПИЛЬ: на съемочной площадке

Дмитрий Олейников, консультант фильма

Есть вещи, которые невозможно показать на экране. Партия длится примерно 5 часов, в матче Карпов-Корчной их было 32. Понятное дело, что подробно их можно было бы показать только в очень длинном телесериале. Поэтому в «Чемпионе мира» и ходы шахматные делаются быстро, и сюжет в партиях разворачивается быстрее. От каких-то важных партий и ярких эпизодов, даже от довольно заметных фигур шахматного мира того времени пришлось вовсе отказаться. Все, включая Анатолия Евгеньевича, понимали, что в картине будет много чисто актерских и кинематографических вещей, которые далеки от шахматной истины. Но при этом важно следить, чтобы не было типичных киноляпов. У нас правильно стоит шахматная доска (вечная проблема на экране и в музеях), у нас все ходы делаются так, как они делались в матче. У нас даже показания часов сверяются с тем, как это было в матче!

Мне даже довелось оказать определенное влияние на некоторые повороты сценария в части шахматных сцен, например, когда секунданты обсуждают ходы Карпова, готовят его к партии, перебрасываются шахматными вариантами. В фильме они это делают как профессиональные игроки. Нужно было следить за тем, чтобы это было максимально близко к жизни, ведь картину обязательно будут смотреть шахматисты, а они очень болезненно воспринимают ошибки в шахматных деталях.

Алексей Сидоров, режиссер и автор сценария

Я понимал, что будет непросто даже с выдающимися артистами, что их все равно нужно будет как-то втянуть в этот ритм существования, когда шахматисты играют по 5 часов в постоянной концентрации и в постоянном напряжении. И я не нашел другого выхода, кроме как играть вживую. Первую партию матча в Багио из 18 ходов они сыграли целиком. Хабенский и Янковский заранее все разобрали, запомнили все ходы, мы включили камеры, и они сыграли. Я очень жалею, что мы не можем показать партию в фильме полностью, в реальном времени, но это феноменально. Оторваться невозможно! Надеюсь, в картине читается, что актеры играют вживую. Что они живут и погибают в этот момент. 

Дмитрий Олейников, консультант фильма

Взаимодействие с нашими замечательными актерами позволило и мне открыть для себя что-то новое. Я стал лучше понимать какие-то вещи и о Карпове, и о Корчном, о психологии самой игры. Когда в Колонном зале я вдруг оказался на сцене 1974 года, ощущение от пребывания в той реальности меня потрясло. Или, когда я взглянул в зеркальные очки Корчного с противоположной стороны доски. Мне действительно стало жутко, я понял, какое сильное психологическое давление оказывал он на противника. Команде картины удалось создать очень реалистичный шахматный мир. Не в последнюю очередь эта живая атмосфера – заслуга актеров.

Михаил Тройник, исполнитель роли Юрия Балашова

В детстве немного играл в шахматы, и я думал, что неплохо в этом разбираюсь. Оказалось, что это вообще не так. На площадке с нами работал Дмитрий Иванович Олейников. Со мной также работали гроссмейстеры Влад Ткачев и Даниил Дубов. В перерывах мы постоянно играли в шахматы. Все со всеми. Игра очень затягивает! Но – только разыграешься, тебя уже зовут в кадр.

Часто у нас на площадке были сцены, в которых действует много людей, больше 5 человек. И это в своем роде вызов – как это все выстраивать. Ведь актеру очень легко «свалиться» в бездействие и ожидание, если он живет от реплики к реплике. Но Алексей Сидоров умеет выстраивать эти «многолюдные» сцены, умеет создать атмосферу общности. Для меня это очень важно. Когда людей много, то трудно высказаться, ты чувствуешь себя винтиком в большой машине. А здесь такого ощущения не было. Наоборот: хоть ты и часть огромной машины, ты несешь индивидуальную функцию. И, мне кажется, в первую очередь это заслуга Алексея. Еще он очень интуитивный, он прямо чувствует и ловит твои хорошие проявления. Он постоянно во внимании. Тебе кажется, что ты делаешь что-то впроброс, а он – «О, хорошо! Давай это оставим». Первое время это тебя сносит: как будто тебя рассматривают под микроскопом! А потом наступает момент доверия и беззаботности. Он супердетализированный человек. Очень чувствует микронюансы и максимально внимателен к актерам. И Алексею можно было предлагать что-то, он с тобой разбирал роль и давал свободу.

Иван Янковский, исполнитель роли Анатолия Карпова

Большим счастьем была возможность вновь поработать с Константином Хабенским. И здорово то, что у нас совершенно разные роли в «Огне», где мы встречались до этого, и в «Чемпионе мира». Конечно, он – человек-праздник. В момент сцены он всегда держит персонажа, в момент перерыва – умеет расслабить группу и пошутить. Я всегда рад с ним работать. Надеюсь, у нас получается классный тандем.

 ЭНДШПИЛЬ: слово за зрителем

Леонид Верещагин, продюсер

Эта картина больше, чем про шахматы, она про поиск человеком самого себя. Потому что, только отринув все ложное, можно стать лучше, стать выше, можно совершенствоваться. Карпову предстоит пройти очень тяжелый путь и, избежав участи навязываемой ему роли политического гладиатора, вернуться к сути самих шахмат, к противостоянию чистой воли и интеллекта.

Безусловно, в нашем фильме есть и любовь. Но все же главная идея – поиск кристальной ясности шахматного состязания в тумане эмоций, амбиций, страстей. Глобально Карпову противостоит не только могучий интеллект Корчного, но и провокации ЦРУ, сезон дождей, давление собственного государства, а цель у него одна, как и у многих мальчишек в мире: стать лучше и выше, в данном случае – стать чемпионом мира.

Алексей Сидоров, режиссер и автор сценария

Это история не про шахматы, я это сразу для себя понял. Это фильм о судьбе, о предназначении, о принятии вызова, об ответственности, о ценности семьи. Это человечное кино. Шахматы – это каркас, на который нанизаны огромные ценностные вопросы. Каждый ход меняет человека. Я надеюсь, что это получилось передать. По крайней мере я сделал все, чтобы это получилось, и смотрю в будущее как шахматист, рассчитавший длинную комбинацию и совершивший важнейший ход.

Константин Хабенский, исполнитель роли Виктора Корчного

Любая картина, которая про людей (а я очень надеюсь, что у нас именно про людей), – она о поиске себя, о поиске любви, о поиске человеческой души.

Иван Янковский, исполнитель роли Анатолия Карпова

Не буду лукавить, это, наверное, самый сложный фильм, который я сделал в жизни. Определяющий для меня фильм с точки зрения роли, работы с режиссером и партнерами. Мы очень старались, делая его. И мы хотели бы, чтобы это было видно на экране. Там есть на что посмотреть. Это такое зрелищное военное кино, но без выстрелов – через шахматы. Война через игру. При этом картина не только и не столько про шахматы. Она про людей, про нас. Про стремление к победе, стремление быть лучше, чем ты есть. Мне кажется, в спорте очень важно стремиться к тому, чтобы завтра ты был лучше, чем вчера. Это история о том, как в человека никто не верил, но он, превозмогая себя, побеждает и возвышается над собой. Это кино о вере в себя и поиске жизненного пути. Через веру в себя, через правильно расставленные приоритеты человек может возвыситься над собой и прийти к некой нирване. Да, это достаточно глубокая картина. Думаю, она будет очень интересна и полезна и молодежи, и зрителям старшего поколения.

Владимир Вдовиченков, исполнитель роли Градова

В кино очень мало таких интересных интеллектуальных историй. Что происходит в голове шахматиста, как ему помогает команда, как они вместе тренируются, какими сложными подковерными играми это все сопровождается – все это мало кому известно. Я вот, например, об этом никогда не думал. Кроме того, удивительные реальные судьбы героев, напряженная игра, интриги, любовь – мне кажется, картина будет интересна самым разным зрителям.   

Виктор Добронравов, исполнитель роли Сергея Максимова

Во-первых, лихо закрученный сюжет. Хотя история и ее финал известны, все равно интересно за этим следить, все равно сопереживаешь до последних секунд фильма. Во-вторых, огромное число больших артистов на экране! И, конечно, значимость истории. На Новый год можно и нужно смотреть не только экшн, мультики и комиксы.

Антон Богданов, исполнитель роли Василия Брыкина

Мне кажется, Алексей Сидоров старается делать картины так, чтобы их посмотрело как можно больше людей, и чтобы каждый нашел в фильме что-то свое. Думаю, картина в целом будет интересна нашей стране, потому что Россия – шахматная страна. Я – действительно редкое исключение, кто не умеет играть в шахматы. Любовь к шахматам у нас остается на высоком уровне.

К тому же в фильме есть понятная всем человеческая проблема, психологическая драма. История Карпова и его жены. История Корчного, который покинул Родину, ему было страшно, его пытались вербовать.

И, уверен, об этом историческом событии будет интересно узнать подрастающему поколению. Понять, что зачастую герой не обязательно тот, кто действует на поле боя. Полем боя может быть и шахматная доска.

Михаил Тройник, исполнитель роли Юрия Балашова

Популярность шахмат растет. Когда мы готовились, я обнаружил, какая это огромная общность, про которую я даже не подозревал. Этим людям картина будет интересна абсолютно точно, как и вообще всем, кто занимается спортом. Как и молодому поколению, мне кажется. И, конечно, нашим мамам и папам будет интересно, потому что отлично воссоздана атмосфера их юности. Так что это универсальная история.

Дмитрий Олейников, консультант фильма

Шахматы на протяжении столетий являются частью мировой культуры. Но как их показать в кино? Это необыкновенно трудно, потому что шахматы – очень внутренняя игра. Внешне все выглядит крайне статично: два человека часами практически неподвижно сидят перед доской. А ведь в это же время внутри у каждого из соперников происходят невероятные события! Как перенести на экран эту «внутреннюю игру», как воплотить ее через существование актеров? Безусловно, это серьезный вызов для режиссера. И отличие «Чемпиона мира» от других фильмов на шахматную тему в том, что во главу угла в нем поставлены богатство и уникальность шахматного мира. Мы видим, как в игре существуют и борются два мощных ума, мы чувствуем интеллектуальный накал и то, как шахматное противостояние оказывает воздействие на окружающую действительность. «Чемпион мира» глубоко передает внутреннее состояние игроков, сидящих за доской: насколько сильно напряжение, насколько упорно противоборство, насколько оно сложно. Хочется верить, что фильм вызовет дополнительный интерес к шахматам, как к явлению культуры. И, конечно, позволит вернуться к уникальному матчу, который уже ушел в историю и памятен не самому широкому кругу зрителей; позволит понять не столько сам матч, но тех людей и ту эпоху.