Яркий, зрелищный, похожий многослойный торт с кремом, очень динамичный спектакль Казанского театра оперы и балета – пусть и испытание, но несомненный подарок для артистов, и столь же несомненная радость для зрителей. Экзотика восточного базара и роскошь дворца Сеид-паши, цветущий Оживленный сад и забавные жанровые сценки – всё это является обрамлением к огромному разнообразию знаменитых классических вариаций, дуэтов и ансамблей.
В главных партиях – победители шоу «Большой балет» на телеканале «Россия-Культура» Аманда Гомес (Медора) и Вагнер Карвальо (Конрад). В роли раба Али – заслуженный артист Татарстана, исполнитель роли Рудольфа Нуреева в фильме Р. Файнса «Белый ворон» Олег Ивенко. В партии Гюльнары – приглашенная солистка Маргарита Шрайнер (Большой театр России).
“Постановка «Корсара» делалась с огромным уважением к наследию прошлого и желанием преподнести на достойном уровне этот прекрасный романтический балет о любви и верности, предательстве и падении – о тех темах, которые были, есть и будут актуальны всегда», – рассказывает Владимир Яковлев, заслуженный артист России и Татарстана, балетмейстер-постановщик спектакля.
Балет «Корсар» – один из шедевров классического романтического репертуара. К сюжету, основанному на одноименной поэме великого английского романтика Джорджа Байрона, неоднократно обращались композиторы и хореографы Европы еще в первой половине XIX века.
В 1856 году «Корсар» был поставлен в Париже балетмейстером Жозефом Мазилье на музыку Адольфа Адана. Для этой постановки был по-новому выстроен сюжет, введены отсутствующие у Байрона персонажи. В результате трагический байроновский «Корсар» превратился в романтическую драму со счастливым финалом. Через два года после парижской премьеры «Корсар» был впервые показан в России – постановку в петербургском Большом театре осуществил Жюль Перро. Позже к этому названию неоднократно обращался Мариус Петипа, первоначально представший в качестве блестящего исполнителя главной партии в постановке Перро. Петипа умело и органично внедрил в балет сцену «Оживленный сад», которая стала хореографическим шедевром и придала балету парадность и академический размах. Романтические контрасты проступают в «Корсаре» именно при сопоставлении этой сцены с тем, что было до нее: схватки-сражения-похищения и радостное согласие, гармония кордебалета и солисток, шторм на море и атмосфера безмятежности в саду паши…
Партитура балета, созданная Аданом, в разное время дополнялась музыкой целого ряда композиторов, в том числе Лео Делиба, Риккардо Дриго, Цезаря Пуни, Людвига Минкуса, Петра Ольденбургского и других авторов; либретто балета также множество раз подвергалось изменениям. Новые хореографические редакции и версии «Корсара» появлялись и в XX веке, продолжают создаваться и сегодня.