Оценка услуг
8 (496) 524-99-83
8 (496) 522-25-60

Новости

20 Март 2021

В Доме ученых НЦЧ РАН завершился IV «Гиндин-фестиваль»

Мыслить категориями девятой симфонии

07 апр. 2021 г., 12:54

Несмотря на сложные обстоятельства – перенос проекта с ноября прошлого года на март этого и ещё действующие противоэпидемические ограничения – ожидаемое многими событие, музыкально-просветительский проект «Гиндин-фестиваль», состоялось. За четыре года у него уже сформировался свой зритель и своя особая атмосфера.

 Показать молодых звёзд

Это праздник, который отличают удивительно тёплое взаимодействие публики, музыкантов и учёных, серьёзная научно-популярная и музыкальная программа, прикосновение к настоящему таланту и настоящим ценностям. Чего только стоят мгновения звенящей тишины в зале после исполнения А. Гиндиным и А. Володиным Хорала И. С. Баха «Иисус, моя радость»  или вопрос 9-летнего мальчика из зала директору Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга Константину Постнову: «Что я увижу за горизонтом событий чёрной дыры»?

В четвёртый раз в этом году
в Доме учёных НЦЧ РАН
прошёл «Гиндин-фестиваль»

На сцене киноконцертного зала Дома учёных с блеском прошёл концерт Российского квартета саксофонистов.  Сегодня таких виртуозов, как Владимир Кознов, Геннадий Полуяктов, Станислав Пялов и Илья Богомол – в России и Европе не очень много. Безукоризненная сыгранность и высокий профессионализм позволяют им легко жонглировать жанрами и стилями – от Баха до Шаинского — и делать это на таком кураже, с таким нескрываемым удовольствием, что зал мгновенно влюбляется в этот прекрасный духовой четырёхликий организм.

Художественный руководитель, заслуженный артист России  Александр Гиндин очень тщательно формирует программу, и одна из задач проекта  —  показать молодых  звёзд.  Таким стал концерт с участием солистов и стажёров Большого театра. Это была настоящая «россыпь бриллиантов» на сцене: Алина Черташ (меццо-сопрано), Гузель Шарипова (сопрано), Юлия Мазурова (меццо-сопрано), Светлана Лачина (сопрано), Бехзод Давронов (тенор), Игорь Подоплелов (баритон). Наряду с довольно редко исполняемыми сочинениями Равеля и Сибелиуса прозвучали знаменитые романсы Рахманинова. Красота, обаяние ребят, прекрасные сильные голоса и артистизм, который отличает строгую классическую школу ГАБТа, —  надолго останутся в памяти! К слову, Светлана Лачина и Бехзод Давронов буквально в феврале пели партии Мими и Рудольфа в нашумевшей постановке «Богемы» Пласидо Доминго в Большом.

От чёрных дыр к нанотаблеткам
Научная программа IV «Гиндин-фестиваля» сложилась не так как планировалась (из-за болезни не все приглашённые лекторы смогли приехать), но получилась серьёзной и захватывающей.  Известный учёный и популяризатор науки, д.ф.-м.н., профессор Кафедры астрофизики и звездной астрономии Астрономического отделения Физического факультета МГУ Константин Постнов рассказал о чёрных дырах и последних исследованиях этих необычных космических объектов. За  них физик и математик из Оксфорда Роджер Пенроуз (его расчёты 1965 года доказали, «что образование чёрных дыр служит надежным подтверждением общей теории относительности») и американские астрофизики Райнхард Генцель и Андреа Гез (открытие сверхмассивного компактного объекта в центре галактики Млечный Путь) в 2020 году были отмечены Нобелевской премией.  

Доцент Российского химико-технологический университета им. Д. И. Менделеева, директор Мембранного центра РХТУ
им. Д. И. Менделеева, генеральный директор компании «Мембраника», к.т.н. Елена Фарносова открыла нам невероятные возможности мембран, которые являются главным инструментом жизнеобеспечения всех живых организмов! Сегодня сфера применения органических (в том числе полимерных) и неорганических (металлических, керамических, стеклянных и пр.), твёрдых и жидких мембран простирается от нефтедобычи до медицины, и в РХТУ создана пока единственная кафедра в России, где изучают мембранную технологию.
Особенно приятно, что в этот раз в научной программе фестиваля выступил учёный из Черноголовки — заведующий Отделом кинетики химических и биологических процессов ИПХФ РАН, к.б.н. Алексей Терентьев. Речь шла о наноразмерных носителях лекарств, которые позволят более эффективно, точечно, уничтожать раковые клетки, и о том, какие уникальные решения по созданию этих носителей сейчас предлагают учёные Института проблем химической физики.

На вершине фестиваля
Но вернёмся к музыкальной программе. Дмитрий Илларионов – для тех, кто любит классическую гитару, – фигура знаковая. Он один из немногих в мире, кто собирает огромные залы. На его выступления в Большом зале консерватории буквально не купить билеты.  Достаточно сказать, что диск Дмитрия Илларионова с Борисом Андриановым (участником «Гиндин-фестиваля»  2017 г.), вошёл в лонг-лист номинантов на премию Grammy-2004. Разнообразная программа, которую 12 марта он представил в Большой гостиной для многих, заново открыла богатейшие возможности этого хрупкого, мягко звучащего инструмента. Д. Илларионов – это Мастер. Его свобода в игре, темперамент, музыкальность, филигранная техника с  новаторскими приемами —  могут вызывать только восхищение.

Но вершиной фестиваля безу-словно стал концерт двух выдающихся пианистов – Александра Гиндина и Алексея Володина. 250-летие со дня рождения Людвига ван Бетховена (1770 – 1827) в этом сезоне отмечают в своих концертах практически все музыканты. Не стал исключением и «Гиндин-фестиваль». В финале была исполнена Симфония № 9 ре минор в транскрипции для двух фортепиано Ф. Листа.  Девятая симфония (написана в 1822 — 1824 гг.) — одно из самых выдающихся творений в истории мировой музыкальной культуры. По величию идеи и глубине содержания она превосходит всё созданное самим же Бетховеном. Последняя, четвертая часть симфонии включает в себя часть Ode an die Freude, или «Оду к радости», поэму Фридриха Шиллера, текст которой в оригинале исполняется солистами и хором. Это идейное завещание
Бетховена, пламенное обращение ко всему человечеству. Замысел для создания столь грандиозного по масштабу произведения закладывался на протяжении всей его жизни. Музыка дает исчерпывающий ответ на вопросы мироздания, она обладает удивительным свойством существования вне исторического времени… Но музыка эта была написана глубоко страдающим человеком. Помимо еще целого ряда недугов, уже к 1810 г., то есть к 40 годам, по свидетельствам биографов, Бетховен окончательно лишился слуха.

В разговоре с одним из слушателей после концерта прозвучала фраза: «Как много проблем в мире ушли бы сами собой, если бы люди смогли научиться мыслить категориями 9-й симфонии!» Мы с вами услышали эту музыку в живом пронзительном исполнении. Значит, IV «Гиндин-фестиваль» свою миссию выполнил.

«Черноголовская газета»  Елена ПЫЛАЕВА