С 29 сентября по 30 октября 2023 г. в Большой гостиной открыта Выставка «Наставникам… за благо воздадим», посвященная Императорскому Царскосельскому лицею и Году педагога и наставника из собрания Всероссийского музея А.С.Пушкина.
Выставка рассказывает об уникальном учебном заведении, Императорском Царскосельском Лицее; представляет виды Лицея в Царском Селе, портреты директоров и преподавателей; портреты лицеистов. Выставка копий из собрания музея знакомит с работами художников XIX – XX веков, произведениями живописи и графики, она дополнена портретом М. М. Сперанского, парадным портретом метра российской словесности Г. Р. Державина, присутствовавшего в 1815 году на экзамене в Царскосельском Лицее. Этот сюжет из истории Лицея отражен в знаменитом полотне И. Е. Репина «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 г.». Особого внимания заслуживают портреты лицейских наставников: автопортрет учителя рисования С. Г. Чирикова, портрет первого директора Лицея В. Ф. Малиновского и портрет сменившего его на этом посту Е. А. Энгельгарда; портреты И. К. Кайданова, Ф. П. Калинича, А. П. Куницына, Ф. М. Гауеншильда, Н. Ф. Кошанского, Г. П. Павского, Я. И. Карцева.
История прославленного учебного заведения началась еще в декабре 1808 года. Проект программы лицейского образования был составлен государственным секретарем М. М. Сперанским, который представил императору Александру I записку «Об усовершенствовании общего народного воспитания». К ней прилагался проект «предварительных правил для специального Лицея». В ту пору М. М. Сперанский работал над проектом преобразования Российского государства, и создание Лицея было тесным образом связано с этими планами. Школа нового типа, «соединяющая в себе несравненно более видов, чем все университеты», получила название Лицей.
Учреждение Императорского Лицея имело целью образование юношества, «особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Указ о создании Лицея император Александр I подписал в августе 1810 года, а открылся он в октябре 1811. В первом наборе, который затем и превратится в золотой, пушкинский выпуск, было 30 мальчиков.
Устав Лицея определял цели и задачи этого учебного заведения и основные принципы воспитания, разработанные при непосредственном участии первого директора В. Ф. Малиновского. В Лицее отменялись телесные наказания, воспитанники объявлялись единой семьей, равные как дети одного отца. В Лицее стремились сформировать «государственный» тип личности — участника и творца исторических событий; личности, которая, обогатившись общеевропейскими культурными и научными достижениями, способствовала бы просвещению и укреплению Российской державы.
Лицеист «приобретал широкое гуманистическое мировоззрение на жизнь, уважение к личности независимо от сословного состояния человека».
История Лицея охватывает более чем столетний период его существования — от открытия в октябре 1811 года и до мая 1918 года, когда лицеи, пажеские и кадетские корпуса были закрыты как «учебные заведения, вредные и даже пагубные для новой власти».
В XXI веке ни одно учебное заведение России не вызывает столь пристального интереса, как Императорский Лицей. И это связано не только с тем, что среди его первых выпускников был А. С. Пушкин. За время своего существования Лицей воспитал выдающихся общественных деятелей, государственных чиновников, людей науки, литераторов. Из стен Лицея вышли 46 членов Государственного Совета, 74 сенатора, 24 посла и посланника, 29 консулов, министры, губернаторы.
Выставка «Наставникам за благо воздадим» еще раз напоминает нам об уникальном учебном заведении, воспитавшем выдающихся деятелей российской науки и культуры.
Вход свободный. Запись на экскурсии по тел. 8(496) 52 49983