Минималистическая версия моцартовского шедевра из «коронавирусного» Зальцбурга.
Юбилейный Зальцбургский фестиваль 2020 года, проходивший в особых условиях пандемии по резко сокращенной программе, не мог обойтись без оперы Моцарта.
Романтическую комедию о хитросплетениях отношений двух пар «Так поступают все» (Cosi fan tutte) выбрали, потому что в ней занято мало исполнителей: всего шесть солистов, а хор играет третьестепенную роль.
Дирижер Йоана Мальвиц сократила партитуру, режиссер Кристоф Лой минималистическими средствами создал тонкий спектакль с чрезвычайно живыми персонажами. А прекрасный ансамбль молодых, но уже законно претендующих на звездный статус исполнителей подарил публике запоминающегося, трепетного, никогда не стареющего Моцарта.
Особые условия порождают неожиданные результаты. Так произошло летом 2020 года в Зальцбурге, когда «подвешенный» из-за пандемии юбилейный, 100-й фестиваль в последний момент решено было все же проводить, но по резко сокращенной программе. А поскольку гений места в Зальцбурге – это Вольфганг Амадей Моцарт, из его опер выбрали самую камерную, не требующую большого числа исполнителей. Подчеркнуто минималистический спектакль родился в небывалые сроки – за несколько недель от замысла до воплощения.
Дирижер Йоана Мальвиц (впервые женщина дирижировала оперой в Зальцбурге!) сократила партитуру, чтобы уложиться в требуемую норму 2,5 часа без антракта. В итоге и без того драматически прекрасно выстроенная опера стала еще более динамичной. Известнейший современный оперный режиссер, мастер психологического театра Кристоф Лой в одной простой декорации, на фоне белой стены «нарисовал» чрезвычайно графичный спектакль с живыми, вызывающими сопереживание персонажами. И не потерял при этом ни всей искрометности юмора выдающегося либреттиста Лоренцо да Понте (здесь надо следить за текстом!), ни изящества моцартовских ансамблей, которыми славится эта опера. А замечательные солисты, которых срочно собрали на постановку, – все яркие и, за исключением заварившего всю кашу мудреца Альфонсо (Йоханнес Мартин Крэнцле), молодые, но уже вошедшие в элиту мировой оперы. Возник спектакль, в котором есть свежее дыхание молодости и любви, трепетные нюансы отношений, подлинность переживаний, а не только комедийные эффекты.